Идеей для написания этого материала стало моё давнишнее желание ответить на один вопрос, который периодически всплывает в голове при просмотре в Интернете видео и статей с пометкой «Дорожный контроль». Вопрос этот звучит так: чего, собственно, добиваются эти активисты?
Давайте порассуждаем.
Проверки на адекватность
Создать ресурс, который позволял бы простым гражданам доносить до широкой общественности информацию о злоупотреблениях и нарушениях силового ведомства – идея отличная. Замечательно, когда активисты "Дорожного контроля" выявляют недостатки в работе сотрудников ГАИ, и не один раз участники этой организации доказывали факты нарушения прав водителей, действующего законодательства, даже фиксировали момент получения взятки сотрудниками правоохранительных органов. Но совсем другое дело, когда под лозунгом «борцы за справедливость» представители ДК идут на откровенную провокацию, прибегают к слежкам и унижениям.
В последние дни конфликт между луганскими активистами Дорожного контроля и инспекторами ГАИ города перерос в открытую «войну». Пиком обострения ситуации стало составление протокола на одного из активистов ДК инспекторами ГАИ Луганска «за создание аварийной обстановки».
Вот что пишут на своем блоге активисты ДК Луганск: «Целых два дня ГАИ (в лице 3-го взвода ДПС) выслеживало и искало возможность отобрать права у активиста, который фиксировал неправомерные действия инспекторов. 20-03-2013, с помощью "подставлялы", ГАИ сфальсифицировало протокол по ст. 122 ч.4, и на основании только показания одного подставного водителя отобрало водительское удостоверение у активиста». А в сюжете луганского телеканала на камеру активист Роман Алексенко добавляет: «Мы подъехали к патрулю ГАИ, чтобы сделать замечание по поводу того, что они не правильно припарковали свой автомобиль, после чего за нами устроили слежку…»
И призыв на том же блоге: «Хочется напомнить господам из ГАИ статью 24 Конституции Украины, которая фактически запрещает незаконное преследование людей, по каким-либо (религиозным, политическим и т.д.) мотивам».
Так кто все-таки жертва? По-моему это активисты ДК устраивают слежки за инспекторами ГАИ в поисках сенсации в виде уничижительной видеозаписи их поведения.
«Мы их не провоцируем, а проводим специальную проверку на адекватность», - говорит в одном из интервью руководитель проекта «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников.
А вот что написано в статье под названием «Смертная казнь инспекторов ГАИ за нарушение Закона, избавит их от Дорожного контроля» от 4 ноября 2012 года (
http://roadcontrol.org.ua/node/1614), цитируем: «К сожалению, «Дорожный контроль» не имеет полномочий накладывать штрафы и сажать в тюрьму, потому нам приходится придумывать десятки других способов, которые заставят нарушителя страдать и даже больше, чем бы он просто заплатил штраф. Для этого, активисты «Дорожного контроля» и проводят сотни рейдов, пристают к работникам ГАИ с видеокамерами, пишут тысячи жалоб, создают скандалы - и все это делается для того, чтобы работа нарушителей была крайне некомфортной и мучительной…».
Еще раз спрошу: так кто в этом противостоянии жертва?
Не поборем, но заморим…
С нарастанием конфликта жестче становились и методы борьбы. За несколько дней активисты ДК направили в ОГАИ Луганска более тысячи!!! (вдумайтесь в эту цифру) информационных запросов по работе Госавтоинспекции. Причем, запросы в большей части своей просто нелепые. К примеру: каким приказом регламентированы черные и белые полоски на жезле сотрудника ДПС и какой ширины они должны быть; какое люминесцентное излучение должно быть у жезла; сколько видеокамер числится на балансе УГАИ и тому подобное…
Естественно, на обработку такого количества информационных запросов у сотрудников ГАИ уходит масса времени – что практически парализует остальную работу инспекции. Не говоря уже о материальных затратах, о которых так пекутся активисты ДК постоянно акцентируя, что силовые структуры существуют за счет налогов, которые платят граждане страны.
Спросите, зачем активисты ДК занимаются бумагомаранием? Ответ находим на сайте проекта «Дорожный контроль» - статья «Как правильно издеваться над ГАИ. Составляем информационный запрос» (
http://roadcontrol.org.ua/node/696) от 6 июля 2010 года: «Самое главное то, что вопросов можно задавать неограниченное количество. И чем больше, тем лучше. Причем грамотнее указывать в документе, например, не десять вопросов, а писать десять обращений, где будет по одному вопросу. Главное в этом процессе - количество. Чем больше, тем лучше. Пускай руководство ГАИ 24 часа в сутки занимается исключительно составлением ответов на ваши информационные запросы».
ДК – достойный пример?
«Дорожный контроль» позиционирует себя как правовой помощник водителей. И это прекрасно, что наши автомобилисты могут рассчитывать на бесплатную юридическую поддержку со стороны ДК в спорных ситуациях.
Но при этом лозунг «перед законом все равны» они не применяют к самим себе, постоянно стараясь увильнуть от ответственности (даже в случае явного нарушения ПДД).
К тому же часто активисты ДК подменяют понятия «своих прав» на обязанности сотрудников МВД. Например, они утверждают, что инспектор ГАИ обязан показать свое удостоверение, не обязан - вы имеете право попросить его показать... И так во всем…
В своем выступлении в эфире на телеканале «Ирта» луганский активист ДК рассказывал, что гаишник должен стоять в месте концентрации ДТП. Но при этом не смог четко ответить на вопрос телезрителя: что же представляет из себя такое место. Зато утверждает, что инспектор ГАИ не мог видеть нарушение водителя авто и то, что происходит в салоне машины (случай с составлением протокола на активиста ДК – читай выше) потому что стекла авто сильно затонированы. Хотя по закону светопропускаемость лобового стекла автомобиля должна быть не менее 75 %, а боковых - не менее 70%. Грех юридическим защитникам не знать столь элементарных норм.
Они требуют от правоохранительных органов беспрекословного подчинения законам, при этом сами не гнушаются хамить и нарушать.
Последний живой пример: на днях активисты ДК зашли в здание ОГАИ Луганска, чтобы завизировать информационные листы, включили как обычно камеру и стали снимать все происходящее. На просьбу инспектора Хомяковой О.А. не приближать камеру к ее лицу и прекратить видеосъемку, ответили, что снимаются в другом месте и ей, как опытной женщине должны быть известны такие места…
Может кто-то считает, что подобные высказывания являются достойным поведением? Неужели так общаясь со служащими, можно ждать в ответ лояльной и адекватной реакции? Должны же быть нормы морали и взаимного уважения.
Кстати, ст. 342, 343, 345 УК Украины предусмотрена уголовная ответственность за сопротивление, вмешательство в деятельность, угрозу или насилие в отношении работника милиции, а Закон Украины «О милиции» в ст. 10 уточняет, что свои служебные обязанности милиционер выполняет «независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени».
Приоритеты: расставляй правильно!
Но самое страшное, что подобное поведение активистов ДК и те методы, к которым они прибегают в своей борьбе с коррупцией, насаждают обществу активное неповиновение представителям власти и агрессию против личности. Все ролики, смонтированы таким образом, чтобы дискредитировать сотрудников милиции.
В Интернете их видеоролики посмотрели десятки тысяч людей. Среди них были и молодые люди и не очень. Завтра кто-то из них нарушит правила дорожного движения, его остановит инспектор, а водитель в ответ станет хамить и пререкаться… И неизвестно, чем это может обернуться. Ведь водитель подстрекает человека, который все-таки на законных основаниях носит оружие. И это надо учитывать…
Да, не все сотрудники милиции ведут себя чинно и благородно, но и ставить всех в одну колону тоже не стоит. Инспектор на дороге призван, прежде всего, пресекать нарушения правил дорожного движения. Хорошо ли, плохо ли, но они свою работу выполняют. И детям уважение к закону прививают всевозможными методами. А активисты Дорожного контроля вместо того, чтобы помочь в наведении порядка, наоборот своими провокационными выпадами и видеосъемкой отвлекают гаишников и мешают им фиксировать нарушения. Поэтому то, что в последнее время увеличилась аварийность на дорогах, есть и вина «Дорожного контроля».
Складывается впечатление, что активистов ДК интересует только работа инспекторов, а не общая обстановка на дорогах. Они не вносят законодательные инициативы, не требуют введения европейских реформ в МВД. Их «работа» направлена исключительно на дискредитацию простых ДПСников. Хотя прекрасно понимают, что систему они так не поменяют. Такого мнения, к слову, придерживаются и все ветераны дорожного движения, для которых принцип взаимоуважения и законопослушности был и есть незыблемым законом жизни. Они крайне возмущены поведением дорожных «борцов». И я считаю, что борьба с коррупцией в ГАИ путем умышленного снижения безопасности дорожного движения группой лиц по предварительной договоренности - мега глупость!
А может эти «непримиримые борцы с коррупцией» сами занимаются какой-то незаконной деятельностью, например, перевозкой незаконного товара, и специально отвлекают инспекторов ГАИ, которые стоят на их пути?...
Лучше бы научили КАЖДОГО уважать закон и детям прививали такое воспитание с детства, и возможно, подрастающее поколение сможет жить уже в другом обществе с другими идеалами и приоритетами.
P.S. Следя за деятельностью ДК, у меня сложилось стойкое впечатление, что это кому-то нужно и кем-то финансируется для определенных целей. Иначе, какой смысл устраивать этот цирк, провоцировать простых инспекторов, и собирать на своем ресурсе сборище обиженных и недовольных?
И еще. Спросите тех, кто по вине злостных нарушителей дорожных правил остался калекой на всю жизнь или вообще навсегда потерял родных и близких, они также как активисты ДК считают службу ГАИ лишней и ненужной?
Артем Правдивый
P.S. Эта статья пошла в рассылку все СМИ г. Луганск
P.P.S Автор статьи - Хомякова - пресс-секретарь ГАИ Луганска