Evro50 писал(а):
Добрый день!На днях нужно идти оформлять загранпаспорт.
Хотелось бы узнать точную информацию по поводу справки о несудимости.Должен я брать ее сам или нет,и не платить за ету справку?
Прошу конкретные ссылки на законы.Спасибо!
Справка про наличие или отсутствие судимости не требуется законодательством регулирующим процедуру оформления и выдачу паспорта для выезда за границу. Так же как, к примеру, не требуется справка из банковских учреждений о наличии денежных средств на счету гражданина достаточных для поездки за границу, пребывания за границе и возможности вернуться обратно - иначе вот поедет гражданин а назад не сможет вернуться - государство этого не может позволить, потерять одного "бойца", равносильно как и отпустить за границу гражданина с наличием судимости (шутка-стёб).
Есть исчерпывающий перечень документов, который обязан предоставить гражданин для оформления паспорта, описанный (перечень) в пункте 10
Правил утв. ПКМУ 231 от 31.03.95:
Код:
10. Для оформлення паспорта у разі тимчасового виїзду за
кордон подається:
заява-анкета встановленого зразка;
паспорт громадянина України, свідоцтво про народження (для
осіб віком до 16 років) (після прийняття документів повертається);
копія виданої податковим органом довідки про присвоєння
ідентифікаційного номера, крім осіб, які через свої релігійні або
інші переконання відмовляються від прийняття ідентифікаційного
номера та офіційно повідомляють про це відповідні державні органи;
дві фотокартки розміром 3,5 х 4,5 сантиметра;
квитанція про сплату державного мита або документ, що
підтверджує право на звільнення від його сплати.
Следует отметить, что утвержденного образца заявления-анкеты не существует (фактически сам образец был удален из Правил на основании ПКМУ 858 от 26.06.2007 - т.е. только образец а не требование предоставления самого заявления-анкеты) и соответственно можно подавать любое заявление-анкеты в любой форме, так как никто не сможет доказать что поданное заявление-анкета не соответствует утвержденному образцу. Тем не менее, спокойно можно подавать заявление-анкету последнего утвержденного образца - это не накладывает никаких ограничений - пример заполненного заявления-анкеты:
http://passport-ua.org.ua/docs/zayava-anketa-example.docТакже следует отметить, что справка о наличии или отсутствие судимости не только никогда не требовалась паспортными службами для оформления паспорта, а еще никогда ими сами непосредственно не бралась. Часто слышал от работников паспортной службы - "Вы хотите чтобы мы сами ее (справку) брали за Вас? Хорошо, мы возьмем - только пишите нам заявление-разрешение на эту процедуру и будете ждать дополнительно 1 месяц". Тут вырисовывается момент - а разве человек пришел в паспортную службы справку о несудимости заказывать а не оформлять паспорт? Вот и получается, что работники паспортной службы всякими способами стараются увести гражданина от главного вопроса с которым он собственно и пришел к ним (от вопроса подачи документов на оформление паспорта для выезда за границу) к вопросам не касающихся этого - т.е. к вопросу получения каких-либо справок, к подаче каких-то заявлений с теми или другими вопросами и прочее.
Процедура действий паспортной службы по оформлению паспорта для выезда за границу четко описана в Порядке утв.
приказом МВД 1603 от 21.12.2004:
Код:
10. Територіальні органи та територіальні підрозділи, що
прийняли заяву-анкету про оформлення паспорта/проїзного документа,
вживають заходів до з'ясування наявності чи відсутності в осіб,
старших 14 років, підстав для тимчасової відмови у видачі
паспорта/проїзного документа, перелічених у пункті 22 Правил.
З цією метою працівники відповідного територіального
підрозділу у міських без районного поділу, районних та районних у
містах відділах (управліннях) органів внутрішніх справ за обліком
служби громадянства, імміграції та реєстрації фізичних осіб, що
включає також облік адресно-довідкового бюро (групи) цього
підрозділу, протягом п'яти робочих днів здійснюють перевірку
наявності чи відсутності: діючих неврегульованих аліментних,
договірних чи інших невиконаних зобов'язань заявника (підпункт 2
пункту 22), ухиляння заявника від виконання зобов'язань,
покладених на нього судовим рішенням (підпункт 5 пункту 22),
подання на заявника цивільного позову до суду (підпункт 8
пункту 22).
Про результати перевірки на зворотному боці заяви-анкети
проставляється штамп (додаток 6) і робиться відповідний запис, що
скріплюється підписом працівника, який проводив перевірку.
11. Після закінчення перевірки прийняті матеріали
надсилаються за підпорядкованістю територіальним органам та
територіальним підрозділам вищого рівня, які уповноважені приймати
рішення щодо оформлення чи відмови у видачі паспорта/проїзного
документа.
12. Територіальні органи та територіальні підрозділи вищого
рівня, які приймають відповідні рішення, після надходження
матеріалів від територіальних підрозділів нижчого рівня на
підставі їх вивчення протягом 10 робочих днів перевіряють
правильність оформлення документів та відсутність підстав, що
тимчасово обмежують право громадянина на виїзд за кордон
відповідно до пункту 22 Правил.
Для цього здійснюють перевірку за обліком відповідного
територіального органу та адресно-довідкового бюро з питань,
визначених в абзаці другому пункту 10 цього Порядку. Про
результати перевірки на зворотному боці заяви-анкети
проставляється штамп (додаток 7) і робиться відповідний запис, що
скріплюється підписом працівника, який проводив перевірку.
Перевірка наявності чи відсутності обставин, що обмежують
право громадянина на виїзд за кордон відповідно до підпунктів 3, 4
і 9 пункту 22 Правил (порушеної проти заявника кримінальної
справи; судимості за вчинення злочину; перебування заявника під
адміністративним наглядом органів внутрішніх справ), здійснюється
вказаними територіальними органами та територіальними підрозділами
через відповідні управління (відділи) інформаційних технологій
ГУМВС, УМВС. Відповідна інформація підрозділу інформаційних
технологій береться до уваги протягом місяця з моменту її надання
та долучається до заяви-анкети.
Відносно осіб, засуджених за вчинення злочину, працівники
служби громадянства, імміграції та реєстрації фізичних осіб
уживають заходів для з'ясування факту відбування покарання або
звільнення від нього.
На протяжении 5 дней они (паспортная служба) обязаны самостоятельно осуществить проверку только по
подпунктам 2, 5, 8 пункта 22 Правил:
Код:
2) діють неврегульовані аліментні, договірні чи інші
невиконані зобов'язання, - до виконання зобов'язань або
розв'язання спору за погодженням сторін у передбачених законом
випадках, чи забезпечення зобов'язань заставою, якщо інше не
передбачено міжнародним договором України;
5) він ухиляється від виконання зобов'язань, покладених на
нього судовим рішенням, рішенням іншого органу (посадової особи),
- до виконання зобов'язань;
8) щодо нього подано цивільний позов до суду, - до закінчення
провадження у справі;
После выполнении этих проверок они проставляют штамп
(Додаток 6) на заявлении-анкете следующего вида:
Код:
------------------------------------------- -
| Перевірено за обліками ВГІРФО | |
| Миргородського МРВ УМВС України | |
| в Полтавській області | |
| | |
| __________ ________________ | | 40 мм
| (підпис) (прізвище) | |
| | |
| Підстав для тимчасової відмови у видачі | |
| паспорта/проїзного документа немає. | |
| _____________ | |
| (дата) | |
------------------------------------------- -
| --------------------------------------- |
60 мм
После указанной выше проверки документы передаются вышестоящему территориальному органу или подразделению, которые уже в свою очередь обязаны сделать на основании изучения переданных документов проверяют правильность их заполнения и опять же они (паспортная служба, а никак сам гражданин) проверяют отсутствие оснований , которые временно ограничивают право гражданина на выезд заграницу указанные в
пункте 22 Правил.
Для этого они опять же проводят вышеуказанную проверку (
по подпунктам 2, 5, 8 пункта 22 Правил) и ставят уже другой штамп
(Додаток 7) на заявлении-анкете, который выглядит так:
Код:
------------------------------------------- -
| Перевірено за обліками УМВС України | |
| в Полтавській області | |
| | |
| ВГІРФО __________ _____________ | |
| (підпис) (прізвище) | |
| | | 50 мм
| ОАДБ __________ _____________ | |
| (підпис) (прізвище) | |
| | |
| Підстав для тимчасової відмови у видачі | |
| паспорта/проїзного документа немає. | |
| _____________ | |
| (дата) | |
------------------------------------------- -
| --------------------------------------- |
70 мм
А вот далее, они (опять же паспортная служба, а не гражданин!) обязаны сделать самостоятельно проверку наличия или отсутствие обстоятельств, которые ограничивают право гражданина на выезд за границу соответственно
подпунктам 3, 4 и 9 пункта 22 Правил:
И эту проверку они (территориальные органы и подразделения) обязаны делать самостоятельно через соответствующие управления (отделы) информационных технологий ГУМВД, УМВД
(Пункт 12 Приказа 1603)По поводу басен, что они не могут такие проверки сделать без гражданина, или его разрешения - это просто смешно выглядит. Как можно на такое вестись?
Логическая сторона вопроса - человек совершил преступление, и чтобы работники МВД смогли найти человека через соответствующие базы данных этим работникам необходимо взять у этого человека письменное разрешение на проведение соответствующих проверок.
Законная сторона вопроса - эти базы данных находятся в распоряжении МВД (все равно какого отдела, управления и прочего - все они включены в МВД).
Согласно
Закона Украины "Про обробку персональних даних":
Органи державної влади та органи місцевого самоврядування мають право на безперешкодний і безоплатний доступ до персональних даних відповідно до їх повноважень.Паспортная служба это не частная лавочка - а орган государственной власти. Осуществлять вышеуказанные проверки связанные с доступом к персональным данным - это их прямые функциональные обязанности и это входит в их полномочия.
Посему вывод - любые требования о предоставлении "справки о не судимостях" для оформления загранпаспорта не предусмотрены законодательством.
Отдельное разрешение гражданина органу госвласти для проверки его данных и прочего не является необходимым, так как согласно вышеуказанного Закона Украины "Про обробку персональных данных" органы госвласти (т.е. и паспортная служба) может беспрепятственно и бесплатно получать доступ ко всем базам данных, если это предусмотрено ихними прямыми полномочиями.
Полномочия паспортной службы по таким действиям (проверкам) предусмотрены и прямо указаны в
Приказе МВД №1603 от 21.12.2004 - Пункты 10, 11, 12.
Окончательное заключение:
требования справки о несудимости не основывается на нормах законодательства, паспортная служба обязана в установленные сроки (не месяц на проверку, а 5 и 10 дней - т.е. до 15 дней) осуществить все необходимые проверки и в течении 30 рабочих (не календарных!) дней выдать гражданину загранпаспорт!Дополнительно (отдельное спасибо
Евгений) - заключение суда по делу
№ 2а/1270/301/2012:
Колегія суддів вважає, що вимога відповідача (паспортная служба) щодо подачі позивачем (гражданином подающим документы на оформление загранпаспорта) довідки про наявність чи відсутність сидимості не грунтується на нормі закону.Хочу отдельно отметить.
Законодательство - это понятие обширное и очень большое, которым описывается и предусматривается достаточно широкий спектр нашей жизнедеятельности, начиная от вопросов в сельском хозяйстве и заканчивая внешнеполитическими вопросами.
Работники паспортной службы (да и вообще разные представители госсектора) очень любят в своей практике использовать фразу "это все предусмотрено законодательством" намекая на справки о несудимости, платные услуги и прочие моменты, стараясь этим самым запутать человека и внести смущение относительно его действий.
В связи с этим, стоит четко понимать и разграничивать "мухи отдельно, котлеты отдельно" а не мешать все в одну кучу.
К законодательству описывающему порядок оформления и выдачи паспорта гражданина Украины для выезда за границу относятся:
1.
Закон України "Про порядок виїзду з України і в'їзду в Україну громадян України"и связанные с этим законом нормативные акты:
Пов'язані документи (3857-12) — 52 документа2.
ПКМУ №231 від 31.03.95 "Про затвердження Правил оформлення і видачі паспорта громадянина України для виїзду за кордон і проїзного документа дитини, їх тимчасового затримання та вилучення"и связанные с этим ПКМУ другие нормативные акты:
Пов'язані документи (231-95-п) — 47 документiвДругие нормативные акты, например
ПКМУ 795 и
ПКМУ 1098 никаким образом не регулируют процедуру оформления и выдачи паспорта для выезда за границу, а только регулируют возможность определенных структур предоставлять платные услуги связанные с теми или иными процедурами.
Также следует отметить и понимать -
сама процедура оформления и выдача паспорта для выезда за границу никогда не была, не есть и быть не может платной услугой! Как бы не старались запудрить мозги гражданам представители паспортной службы, заставляя заказывать и оплачивать платные услуги только связанные с процедурой оформления и выдачи паспорта (фотографирование и заполнение заявления-анкеты).
Так же как и то, что МВД может выдавать справки о наличии или отсутствие наличия судимости и эта процедура такой выдачи предусмотрена законодательно, не делает эту процедуру обязательной и необходимой для оформления и выдачи паспорта гражданина Украины для выезда за границу, как это любят говорить в паспортных службах.
Почему они так настойчиво навязывают эти необязательные платные услуги долго догадываться не стоит - чтобы содрать с людей деньги за эти услуги, деньги которые пойдут не в государственный бюджет а в бюджет МВД, где потом и будут "распилены" по собственному усмотрению заинтересованного руководства без отчета перед общественностью.
Главное чтобы гражданин четко понимал за что он платит деньги, что все что говорят работники паспортной службы это обман и коррупция, а не требование законодательства. А как уже гражданину поступать - отстаивать свои интересы (в том числе и денежные) или как "зомби" стоять в очереди с квитанциями "в зубах" - дело каждого в отдельности, главное чтобы этот выбор был и гражданин четко это себе представлял.