Микроавтобусы техконтролю не подлежат? 27 сентября
Почти два месяца назад в Украине вступил в силу закон, отменивший техосмотр для легковых автомобилей, и заменивший его на обязательный техконтроль для всех остальных типов транспортных средств. Как и прогнозировалось экспертами, закон породил целый ряд недоразумений, и главное из них связано с прохождением техконтроля транспортными средствами, прямо не обозначенными в новом законодательстве. Речь идёт о фургонах, пикапах и микроавтобусах. Практика показывает, что инспекторы ГАИ не относят все эти автомобили к категории легковых автомобилей, что влечёт за собой наказание за несвоевременное прохождение техконтроля. Порою доходит до того, что работники ГАИ приравнивают микроавтобусы к автобусам и требуют прохождения техконтроля два раза в год. Попробуем разобраться в этом вопросе, и прежде всего, напомним содержание 35-й статьи Закона «О дорожном движении»: Обязательному техническому контролю не подлежат: - легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получение прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие, приравненные к ним транспортные средства, - независимо от срока эксплуатации; - легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонн, прицепы к ним - со сроком эксплуатации до двух лет. Периодичность прохождения обязательного технического контроля составляет: - для легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовых автомобилей (независимо от формы собственности) грузоподъемностью до 3,5 тонн, прицепов к ним со сроком эксплуатации более двух лет - каждые два года; - для грузовых автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн, прицепов к ним и такси независимо от срока эксплуатации - ежегодно; - для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, независимо от срока эксплуатации - дважды в год. Как видим, законодатели чётко обозначили четыре типа транспортных средств. О микроавтобусах, тем более фургонах и пикапах, попросту забыли. Придётся вспоминать всем вместе! Фургон - тип закрытого автомобильного кузова, предназначенный для перевозки грузов, людей или иного оборудования. Может быть исполнен на шасси легкового автомобиля с несущим кузовом типа универсал или на шасси рамного грузового автомобиля с отдельной от кузова кабиной. Пикап - лёгкий коммерческий автомобиль с открытой грузовой платформой. Представляет собой модификацию легкового автомобиля или внедорожника обычно с полной массой до 4,5 т и грузоподъемностью до 2,5 т. Микроавтобус – незаменимый автомобиль, как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Активно используется для перевозки пассажиров и небольших грузов на различные расстояния, а потому является одним из самых популярных и экономичных видов автотранспорта на сегодняшний день. Микроавтобус имеет большую высоту салона, чем легковой автомобиль. Количество рядов сидений - более трех. В качестве базы используются шасси легковых автомобилей или грузовых автомобилей малого класса. Делятся на три типа: грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Куда же относить эти виды транспортных средств – к легковым автомобилям, грузовым или автобусам? Должны ли они проходить техконтроль, и в какие сроки? Обращаемся к законодательным актам и для начала открываем Правила дорожного движения, читаем: «автобус - автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности; микроавтобус - одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более 17, с местом водителя включительно» Логика подсказывает – микроавтобус с количеством мест от девяти до семнадцати, автобусом всё же не является. В его конструкции отсутствует багажное отделение, а следовательно обеспечить перевозку пассажирского багажа с обеспечением необходимого комфорта он не сможет. Описание пикапов и фургонов в ПДД вообще отсутствует. Попробуем найти типы (категории) трнспортных средств в другом нормативном документе: Постановление КМУ №340 «ПОЛОЖЕННЯ про порядок видачі посвідчень водія та допуску громадян до керування транспортними засобами». Читаем внимательно: Категория В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, - восьми. Категория С1 - предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16500 фунтов). Категория С - предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16500 фунтов). Категория D1 - предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16. Категория D - предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, более 16. Вывод №1: по приведенной классификации транспортных средств микроавтобусы, пикапы и фургоны весом до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест не более восьми могут относиться лишь к категории «В», т.е. к легковым автомобилям. Двигаемся дальше… Государственный стандарт ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные» Категория М 1 - транспортные средства, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя. Категория М 2 - транспортные средства, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, с полной массой до 5 тонн. Категория М 3 - транспортные средства, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, с полной массой свыше 5 тонн. Категория N - транспортные средства ( грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а так же их шасси с установленным на них оборудованием), предназначенные для перевозки грузов и имеющих максимальную массу свыше 1 тонны. Категория N 1 - транспортные средства с полной массой до 3,5 тонн. Категория N 2 - транспортные средства с полной массой от 3,5 до 12 тонн. Категория N 3 - транспортные средства с полной массой свыше 12 тонн. Вывод №2: по приведенной классификации транспортных средств микроавтобусы, пикапы и фургоны весом до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест не более восьми могут относиться лишь к категории «М1», т.е. к легковым автомобилям. Изучаем нормативные документы далее… Категории транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) Категория M1 - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4х колёс и не более 8 мест для сиденья (кроме места водителя). Категория N1 - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т. Категория M2 - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 т. Категория M3 - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и масса которых более 5 т. Категория N2 - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 т, но не превышает 12 т. Категория N3 - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 т. Вывод №3: по приведенной классификации транспортных средств микроавтобусы, пикапы и фургоны весом до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест не более восьми могут относиться лишь к категории «М1», т.е. к легковым автомобилям. Продолжам изучать законодательную базу… Категории транспортных средств по классификации Венской Конвенции о дорожном движении: Категория В - автомобили, разрешённая максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 Категория D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя Категория C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешённая максимальная масса которых превышает 3,5 т Вывод №4: по приведенной классификации транспортных средств микроавтобусы, пикапы и фургоны весом до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест не более восьми могут относиться лишь к категории «В», т.е. к легковым автомобилям. Двигаемся далее…или вернее - возвращамся к началу. Вновь обращаемся к документу, который в соответствии с Законом «О дорожном движении» устанавливает единый порядок дорожного движения по всей территории Украины – Правилам дорожного движения. Здесь тоже, в пункте 31.4.1 присутствует классификация транспортных средств по типам: 1. Легковые автомобили и их модификации для перевозки грузов. 2. Автобусы. 3. Грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой до 12 т включительно. 4. Грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 12 т. 5. Автопоезда, тягачами которых являются легковые автомобили и их модификации для перевозки грузов. 6. Автопоезда, тягачами которых являются грузовые автомобили. Вывод окончательный: микроавтобусы, пикапы и фургоны весом до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест не более восьми являются ничем иным, как легковыми автомобилями или их модификацией для перевозки грузов. Следовательно, если такие транспортные средства не используются для работы в такси, или для перевозки пассажиров или грузов с целью получение прибыли, - они не подлежат обязательному техническому контролю.
_________________ ДАЙвінг(Гайвінг)-вид інтелектуально –фізичного спорту;боротьба- основною ціллю якої є відстоювання прав і свобод громадян,які порушуються неродовими, та корумпованими працівниками Державтоінспекції .
|