Начальник запорожской ГАИ рассказал о «планах», «летающей тарелке», а также о том, почему в Бердянске он бывает практически еженедельно14.06.2011 11:52
«Я пришел сюда работать» - с этой фразы началось наше общение с начальником УГАИ в Запорожской области Виталием Горьковым. Впереди нас ждал разговор с неудобными вопросами и не всегда приятными, но прямыми ответами.

Ведь назначению Виталия Горькового на должность начальника запорожских гаишников предшествовал громкий скандал с видеороликом о «планах в Бердянской ГАИ». Что изменилось или меняется с того времени в работе запорожских госавтоинспекторов? Почему, несмотря на смену руководства, в сети Интернет продолжают проявляться ролики, порочащие сотрудников ГАИ? Кто или что стоит за появлением подобной информации? А также о «летающей тарелке», новых формах работы с автолюбителями и о том, почему в Бердянске приходится бывать практически каждую неделю, Виталий Горьковой рассказал в эксклюзивном интервью РепортерUA.
«Кого-то устраивает прежнее отношение, прежние формы работы, прежнее руководство...»
Форму начальник УГАИ в Запорожской области впервые надел, когда ему еще не исполнилось 17 лет. С тех пор Виталий Горьковой не раз сменил звезды на погонах и место работы. Но за все эти годы он ни разу не изменил одному — своему мундиру, честь и чистоту которого он строго блюдет сам и не дает спуску другим. Его назначению на должность начальника УГАИ в Запорожской области предшествовал громкий скандал, за которым следила вся Украина и лично министр МВД. Пресловутый ролик, снятый во время планерки Бердянской ГАИ, где речь идет о «планах протоколов», которые инспекторы хочешь не хочешь, но должны сделать, стоил бывшему начальнику запорожских гаишников должности.
Закончилась эта история тем, что нынче возглавляет ГАИ области Виталий Горьковой. И в Бердянске ему пока приходится бывать практически еженедельно.
-Закончилось это все тем, что результаты проводимых мероприятий ( это было до меня здесь) всем известны. Почему в общем-то и смена руководства произошла, и сегодня я выполняю обязанности начальника Управления ГАИ в Запорожской области. Я бываю в Бердянске практически каждую неделю,- говорит Виталий Горьковой.
На уточняющий вопрос журналиста о том, что, наверное, Бердянск является проблемным городом в области, начальник УГАИ ответил так:
-У нас проблемных участков достаточно. В первую очередь это места концентрации ДТП, дороги государственного значения. В Бердянске, кстати, проходит дорога государственного значения Одесса-Мелитополь- Новоазовск. Там служит как раз четвертая рота ДПС. Конечно, любой курортный город — это потенциально опасный участок, потому что в летний период времени в несколько раз увеличивается количество приезжих, а, значит, - и количество автолюбителей. Все это нуждается в контроле, потому как движение в городе становится затруднено, и это становится аварийно-опасным направлением в целом для области. Поэтому Бердянску мы уделяем повышенное внимание. Я думаю, что, безусловно, все моменты по Бердянску связаны с определенными проблемами в работе. Не все хотят менять стиль и методы работы. Кого-то устраивает прежнее отношение, прежние формы работы, прежнее руководство. Привыкли люди работать по каким-то старым схемам. Вы понимаете: южный регион, приезжает большое количество людей... Есть возможность, как говорится, повлиять каким-то образом на улучшение ситуации лично для себя. Мы с этим, естественно, согласиться не можем: будем бороться с проявлениями коррупции, взяточничества и прочими негативными моментами, которые встречаются в деятельности наших работников. Также боремся с проявлениями грубости, хамства наших работников по отношению к участникам дорожного движения,- рассказал начальник УГАИ региона.
Никаких «планов», задач по «планам» и постановок вопросов
Несмотря на то, что новый начальник ГАИ пытается поломать старые схемы работы, в Интернете продолжают появляться ролики о «проколах» бердянских гаишников (кстати, позже автор видео отказался от претензий) Да и отношение водителей к запорожской ГАИ пока мало в чем изменилось. Все так же продолжают говорить о «планах» и хамстве госавтоинспекторов.
О том, что в народе прижились байки о ГАИ, Виталий Горьковой знает не понаслышке и пытается этот стереотип сломать. А водителей просит быть терпимее и толерантнее к работе госавтоинпекторов — ведь очень часто сидящие за рулем сами провоцируют людей в форме.
Перекрестный "огонь"
Проблем у запорожской ГАИ хватает. Это и увеличившийся поток транспорта, и проблемы с перевозчиками. Решать их пытаются, в частности, перекрестными проверками и рейдами. Чтоб получить объективную картину, пока приходится на время спецопераций и рейдов менять местами гаишников из разных городов области.
-Проблем хватает. Это проблема аварийности на дорогах государственного значения, увеличения в разы транспортного потока по дорогам госзначения в летний период, проблема с перевозками пассажиров. Сейчас, кстати, проходит операция «Автобус- 2011», инициированная МВД и проводимая во всех областях с 31 мая по 30 июня. Например, в эти дни проводится рейд силами сотрудников соседних районов области по городу Запорожью, а сотрудники ГАИ Запорожья выехали, например, в Мелитополь. То есть такая перекрестная проверка, чтоб результаты были более объективными и способствовали тому, чтобы наши пассажиры могли спокойно, качественно доехать до места своего назначения, - поделился маленькими хитростями службы Виталий Горьковой.
О личных встречах, проблесковых маячках и «летающей тарелке»
Еще одна из форм работы нового начальника запорожской ГАИ — личные встречи с участниками дорожного движения. Одна из таких встреч уже прошла — на «массовый прием» к начальнику ГАИ пришли перевозчики.
-Такие встречи, безусловно, необходимы и полезны, и мы будет такие встречи продолжать. Потому что я не сторонник «кабинетного стиля» работы — люблю встречаться с людьми, бывать в подразделениях. Не всегда, конечно, из-за загруженности это получается. Если говорить конкретно об этой встрече (с перевозчиками- прим авт), то и после окончания встречи просто подходили представители перевозчиков и задавали вопросы не только по перевозкам, но и общечеловеческие. Безусловно, интерес у людей к работе ГАИ существует, и мы не закрыты от вопросов и каких-то предложений, от взаимодействия. Наша служба открыта и мы на виду всегда. Конечно, сегодня в адрес ГАИ критики много за те формы и методы, которые подчас практикуются в работе. Но я хочу сказать, что те формы и методы сейчас в связи с новой нормативной базой уходят и уже практически ушли в прошлое,- утверждает главный гаишник региона.
Включенные проблесковые маяки на машинах ГАИ — одно из старых нововведений. Виталий Горьковой рассказал, в каких местах и при каких условиях сотрудники ГАИ должны работать со спецсигналом:
-В частности, вы видите - на дорогах госзначения ведение службы осуществляется путем патрулирования, включенные проблесковые маяки синего цвета для, опять же, профилактики нарушений. Командиры всех подразделений, проверяя службу своих подчиненных, также используют проблесковые маяки. Участок трассы Харьков-Симферополь, проходящий по территории Запорожской области, — это трасса М-18 и трасса госзначения Одесса-Мелитополь-Новоазовск — трасса М-14. Там работают с проблесковыми маячками на маршрутах патрулирования. Кроме того, маршруты патрулирования существуют еще на дорогах регионального значения — это дорога Энергодар -Васильевка- Бердянск. Кроме этого, существуют еще различные виды нарядов. Например, если наряд находится в статическом положении и на определенном участке, где необходимо влиять на ситуацию пропуска пешеходов, транспорта,-объяснил Виталий Горьковой.
Разговор зашел и о знаменитом стационарном посте ГАИ - «летающей тарелке»:
-Сегодня служба организована на стационарных постах патрульной службы — мы их практически реанимировали. На территории области это два поста: в Васильевке знаменитый пост еще советских времен - так называемая «летающая тарелка» - и в Мелитополе — это трассы Харьков-Симферополь и Одесса-Мелитополь-Новоазовск. Думаю, что работа этих постов будет способствовать и снижению аварийности, и правильному отношению и формированию правильных взаимоотношений между участниками дорожного движения и инспекторами ДПС, - говорит Виталий Горьковой.
Прошу наказывать максимально
Несмотря на большое количество нарушений на дорогах области, судьи не всегда выносят решение в пользу ГАИ. И тому есть объективные причины, считает Виталий Горьковой. Однако есть случаи, когда начальник ГАИ ждет от судей жесткости в принятии решений. Это относится лишь к одной категории водителей - которые позволяют себе сесть за руль в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. А таких на дорогах региона ежедневно выявляют порядка сорока человек. К людям, которые являются потенциальными преступниками, которые подвергают опасности не только свои жизни, но и жизни окружающих, Виталий Горьковой просит быть максимально строгими.
-Судья вправе принять такое решение, какое он считает необходимым. Если судья принимает решение о том, чтобы освободить нарушителя от ответственности, — его решение является единственно правильным и верным. По каким причинам это происходит? Возможно, отчасти по причине некачественного составления админматериала, неточного указания соответствующих моментов материала. Либо это может быть связано с какими-то пояснениями, которые человек не смог сделать на месте, или инспектор не услышал его доводы в плане того, что он неумышленно нарушил. Либо это нарушение не является столь тяжким, как зачастую это представляется инпекторами. Существует такая проблема. Но меня больше сегодня волнует вопрос о том, чтобы пожестче была ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сегодняшняя ответственность за это нарушение имеет определенную разбежность — может быть и штраф, и лишение. Я бы просил судей склоняться максимально в сторону лишения. Ведь человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения за рулем - это потенциальный преступник. К сожалению, пьют за рулем...Каждый день выявляется около 40 случаев. И это только те, которые установили, обнаружили, увидели и оформили. Это при том при всем, что сегодня количество протоколов - 400-450 по области, это на 425 работающих в сутки по региону - по одному протоколу в день. Очень остро стоит проблема управления транспортом в состоянии наркотического опьянения за рулем. Особенно для городов. Особенно для южных. В частности, по Запорожью процентов 60 встречается (в иные дни до 70%) водителей в состоянии наркотического опьянения. Хотелось бы обратить и внимание общественности тоже,- говорит Виталий Горьковой.
Давайте жить дружно
Вопрос о том, с какими планами приходит на должность тот или иной начальник, возникает всегда. На наш аналогичный вопрос Виталий Горьковой ответил коротко: «Я пришел сюда работать».
В конце нашей встречи главный гаишник региона обратился к участникам дорожного движения:
- Потенциально водитель может нарушить правила дорожного движения. Многие из вас сталкивались с этим, и не всегда инспектор ДПС вежливо и тактично общался. Мы уходим от этого и просим обоюдности от участников дорожного движения.
Елена Киреева, РепортерUA, фото и видео Андрея Глущенко