Текущее время: 14 мар 2025, 08:03

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ГАИ. Путешествие по кругам ада
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011, 09:07 
Не в сети
Постоялец
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 окт 2010, 08:46
Сообщений: 588
Авто: ВАЗ 21011
Город: Украина
http://lb.ua/news/2011/04/15/92629_GAI_Puteshestvie_po_krugam_ada.html?print

15.04.2011 00:00 , Александр Матюшенко

ГАИ. Путешествие по кругам ада

Фото: Макс Левин
Экзамен, права, талон предупреждений; регистрация, техосмотр, временный талон, техпаспорт, снятие с учета; протокол о нарушении ПДД, административный штраф; транспортный налог, медицинская справка, справка об отсутствии случаев нарушения ПДД… И опять техосмотр! Так всю жизнь мы ходим по кругам ада.

Советское прошлое

Во времена СССР Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) в бытовом сознании представлялась гражданам этаким «монстром», которого следовало опасаться, но бояться не стоило. Народная частушка, известная каждому офицеру советской милиции, пела: «Вот идет БХСС – сладко спит и сладко ест; следом топает ОУР – сильно пьян и очень хмур, сзади тащится ГАИ – вечно пьет не на свои»!

Народная мысль, ничем и никем не ограничиваемая, ибо пели и о Сталине, и о Брежневе, и о КПСС вообще, тогда считала главным пороком ГАИ пьянство за чужой счет, но никак не взяточничество. Десять рублей, пара бутылок или даже ящик водки – это не взятка, это знак уважения или просто, от широты души, подарок. А вот пятьдесят или сто рублей – это серьезно. В лучшем случае, увольнение из органов с «волчьим билетом» за дискредитацию высокого звания «сотрудник советской милиции». В худшем случае – уголовное дело и резкое понижение социального статуса - был ты уважаемым человеком, а теперь тебя, утрирую, только в сантехники возьмут…

Говоря по ученому, административная власть тогда еще только начала превращаться в предмет товарно-денежных отношений: я не замечу нарушения тобой правил дорожного движения, а ты поблагодари меня за мою «слепоту».
Такое положение сохранялось, примерно, до середины 90-х годов. Автор прекрасно помнит, как в 1994 году решались все «вопросы» в Старокиевском районном ГАИ, которое тогда дислоцировалось в Киеве на углу Эспланадной и Бассейной. Упаси Боже, предложить инспектору админпрактики деньги – обидится! А вот накрыть в кабинете стол, благо Бессарабский рынок рядом, милое дело.

Конечно, застолье обходилось дороже, но зато все приличия были соблюдены, а сотрапезники после первой же рюмки становились если не друзьями, то уж точно – приятелями со всеми вытекающими и булькающими отсюда последствиями.

Где вы, друзья?

Друзья сегодня на пенсии. Кто-то нашел себе работу с помощью упомянутых приятелей, кто-то спился, кто-то умер. Но те, кто живы, сегодня вместе с нами также путешествуют по кругам ада. Лично наблюдал однажды, как полковник милиции в отставке совал под нос молоденькому лейтенанту свое пенсионное удостоверение: «Да я, когда ты еще под стол ходил…»

Видели бы вы выражение лица того лейтенанта!

Украинское настоящее
Марксова формула «товар-деньги-товар» сегодня прочно забыта – марксистско-ленинская философия исчезла из программы ВУЗов. Но это не значит, что из нашей жизни исчезли товарно-денежные отношения. По-прежнему, два глагола, «купи-продай», определяют наше настоящее.

Давайте считать. Условно, в Украине зарегистрировано 10 млн автомобилей. Каждое транспортное средство должно:

получить справку-счет или иной документ, удостоверяющий сделку по его купле-продаже; получить временные транзитные номера; пройти осмотр эксперта перед постановкой на учет; получить временный технический талон; получить постоянный технический паспорт; получить постоянные государственные номера; раз в два года, раз в год или раз в квартал (в зависимости от «рода занятий») пройти технический осмотр.
Каждый владелец транспортного средства должен:

получить медицинскую справку; пройти обучение вождению автомобиля; сдать экзамен; получить права и талон предупреждений; хотя бы раз в жизни нарушить правила дорожного движения; уплатить административный штраф… и т.д.
Считаем (хотя перечень далеко не полный), условно, по 1 гривне за каждый из 13-ти пунктов. Итого: 13 млн грн. Уже неплохо!

Не будут платить? А куда они денутся!

Извлечение сверхприбыли в условиях монополизации рынка – вот основное занятие целой «армии» из 10 000 сотрудников МРЭО, дорожно-патрульной службы и других подразделений госавтоинспекции.



Фото: Макс Левин

Бизнесмены в погонах
Ах, если бы только ГАИ! Вы думаете, у МВД другие проблемы? Тогда знайте, никогда в независимой Украине МВД не финансировалось из государственного бюджета «по потребности».

Например, бюджет-2010 предусматривал финансирование МВД только на 40,9% от пресловутой «потребности». И так было всегда. Цифры были чуть больше или меньше, но, увы, так было. Как выкручивались?

Доходило до смешного и печального. Однажды МВД Украины даже издало приказ об утверждении прейскуранта на «услуги» следствия и уголовного розыска. Документ определял цену, например, экспертиз, проведенных во время расследования уголовного дела; стоимость других уголовно-процессуальных действий; бумаги и канцелярских принадлежностей; предусматривал даже возмещение затрат на выезд по восстановлению картины преступления (т.н. «проводка») и пр. Калькуляция должна была вместе с уголовным делом передаваться в суд, который, по определению, удовлятворял бы в рамках уголовного судопроизводства гражданский иск по возмещению расходов, понесенных МВД. Уголовно-процессуальный хозрасчет? Смешно!

Другой пример. В январе 2005 года новый министр МВД, Юрий Луценко, обнаружил в кабинете предшественника, Николая Белоконя, гос. номера на автомобили серий «ОО», «II» и, самые «крутые», «ТТ». Скажите, зачем они министру? Белоконь, что, торговал ими или вручал вместо знаков отличия? Печально.

Поэтому, сталкиваясь с вымогательством на самом нижнем уровне – участковый, опер, дознаватель, следователь, паспортистка, инспектор разрешительной системы; да, наконец, просто услышав обращение к вам инспектора дорожно-патрульной службы: «Ваши права и техпаспорт, пожалуйста»… Будьте уверенны, раз вы вступили с кем-либо из них в речевой и психологический контакт, рано или поздно, речь пойдет о деньгах.

О деньгах
Лучшая иллюстрация на тему «ГАИ и деньги» - это здание Департамента ГАИ МВД Украины в Киеве.




Этого особняка в 2004 года просто не существовало. Нет, шикарный дом с зимним садом, огромными туалетами, душевыми кабинами, отдельно стоящей столовой с потрясающе низкими ценами, мраморными полами и пр. - был. А вот ответа на вопрос, за чей счет и кем он был построен, не было. Столярку поставляло одно областное управление ГАИ, мрамор – другое, гранит – третье, мебель – четвертое, сантехнику – пятое…

Сколько в Украине областей? О тож. С каждой – по кирпичику, для начальника Департамента – кабинет, которому в те времена завидовал даже Леонид Кучма!

Сколько же денег нужно было собрать с автомобилистов? По какой цепочке передать на самый «верх» Департамента, чтобы очередной его начальник мог любоваться панорамой Киева и тешиться собственным величием?

«Без денег жить нельзя на свете, нет!»
Куплет из оперетты «Сильва» точнее всего описывает ситуацию, в которой пребывает ГАИ Украины.

Посчитаем? Как мы уже выяснили, МВД в целом финансируется из государственного бюджета только на 40-50% от реальной потребности, но никогда - более. А сколько денег достается ГАИ?

Потребности Департамента, по словам его руководителей, оцениваются ежегодно в 650-700 млн грн., а министерство выделяет только 200-250 млн, т.е. 30%. Дефицит составляет 400-450 млн грн. и покрывается из специального фонда.

Что такое «специальный фонд»? Это деньги, которые мы с вами платили, платим и еще долго будем платить за: сдачу экзамена по вождению, права, талон предупреждений; регистрацию, техосмотр, временный талон, техпаспорт, снятие с учета и снова за постановку на учет; за справку об отсутствии случаев нарушения ПДД… И опять за техосмотр и за талон о его прохождении!

Все эти процедуры, вместе взятые, на специальном «ГАИшно-финансовом» языке называются «обязательные и сопутствующие платные услуги». Поэтому никогда и ни один министр МВД своим подчиненным задачу снижения аварийности на дорогах серьезно не ставил, ну, разве что, в рамках очередной PR-кампании. А вот за выполнение финансового плана с начальника Департамента всегда строго спрашивали. Не удивительно, что правая рука любого «гаишника», как у краба, мутировала в огромную клешню – загребать деньги, а левая усохла настолько, что уже не в силах держать жезл. И это совершенно естественный процесс, обусловленный не столько личными моральными или профессиональными качествами сотрудников, сколько причинами сугубо экономическими.



Фото: Макс Левин

ГАИ как субъект хозяйственной деятельности
Зачем ГАИ столько денег? Сколько ГАИ вообще нужно денег? Ответ на эти вопросы искал экс-министр МВД Юрий Луценко в марте-июне 2005 году. И нашел, что самыми распространенными нарушениями и злоупотреблениями в Департаменте были:

- передача права оказания обязательных и сопутствующих услуг, которые являются исключительной прерогативой ГАИ, сторонним организациям;

- содействие должностными лицами ГАИ принудительному взысканию с граждан оплаты услуг, которые не являются обязательными или дублируют услуги ГАИ;

- коррупционное распределение средств между банками и ГАИ за т.н. «сотрудничество» - за взимание с граждан повышенных комиссионных при оплате услуг ГАИ;

- распределение теневых доходов от сдачи в аренду банкам, страховым компаниям и другим сторонним организациям помещений и территорий ГАИ;

- принуждение граждан к оказанию «благотворительной помощи» различным фондам «содействия» территориальным подразделением ГАИ и МВД;

- неоприходование наличных средств и использование их на личные нужды начальников подразделений ГАИ;

- несоблюдение установленного лимита кассы;

- заключение договоров на проведение техосмотра с частными станциями техобслуживания, которые не имели необходимого оборудования и не были сертифицированы органами Госстандарта;

- одновременное существование нескольких экземпляров таких договоров с одинаковыми реквизитами, но с разными условиями (сроками действия, суммами и датами расчетов);

- выдача талонов техосмотра на «мопеды» (автобусы) и «мотоциклы» (грузовики) с последующим уничтожением диагностических карточек и присвоением разницы в суммах платежей и т.д.

Иными словами, бизнесмены в погонах давно создали в системе ГАИ два параллельных финансовых потока: официальный – доходы спец. фонда и неофициальный – в «общак».

Что ж, бизнес есть бизнес: бухгалтерия «белая», бухгалтерия «черная», укрытый от учета и налогообложения доход; «откаты» и взятки; поставки услуг и товаров с участием СПД и фиктивных компаний…

Результаты гласных и негласных проверок, проведенных в подразделениях Департамента ГАИ весной 2005 года, если и удивили кого, то, в первую очередь, самого министра Луценко. Он, конечно, не был настолько наивен, чтобы не знать о тотальной коррумпированности своих подчиненных, но был очень удивлен, узнав, что теневой оборот «корпорации» ГАИ в несколько раз превышает цифры ее официального баланса!

Напомню, в 2004 года Департамент «заработал», по словам его бывшего начальника, Сергея Коломийца, около 400 млн грн. А по оценке ревизоров реальный валовый годовой доход этой «монополии» составлял 2 млрд!

Продолжение следует...


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ГАИ. Путешествие по кругам ада
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011, 11:26 
Не в сети
Прохожий

Зарегистрирован: 24 апр 2010, 13:15
Сообщений: 19
Авто: в процессе поиска
:twisted: Самое обидное, что эту статью можно отнести к любым украинским госорганам, меняя в тексте аббревиатуру "ГАИ" на СЭС, налоговая, СБУ и т.д.. Одно слово - хуже Гондураса - только украинский Гондурас...
Наверное, много народу выдвинется 14 мая на День Гнева :!:


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ГАИ. Путешествие по кругам ада
СообщениеДобавлено: 28 апр 2011, 11:26 
Не в сети
Постоялец
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 окт 2010, 08:46
Сообщений: 588
Авто: ВАЗ 21011
Город: Украина
Продолжение.

28.04.2011 00:00 Александр Матюшенко ГАИ. Путешествие по кругам ада — 2
В июне 2005 года в команде президента Украины по достоинству оценили доклад Луценко. Особенно понравились цифры. «Как это так, - удивлялись некоторые сотрудники СНБО, который тогда возглавлял Петр Порошенко, - бизнес есть, а хозяина у этого бизнеса нет? Это неправильно».

И через несколько дней безымянный президентский земляк из Хоружевки уже жаловался Виктору Ющенко на «беспредел» в ГАИ. Страдания простого человека, видимо, так расстрогали президента, что 19 июля 2005 года он своим указом ликвидировал Департамент, повелев на его развалинах создать Государственную службу безопасности дорожного движения.

«Я принял решение, - заявил Ющенко, - в этой стране больше не будет государственной автоинспекции. Я не позволю, чтобы милиция продолжала на дорогах брать взятки у людей».

Увы, президенту никто не объяснил, что административными мерами с бизнесом вообще, а с теневым – в особенности, бороться бесполезно. Чудовищное по размерам «бабло» легко победит маленькое административное «зло». Одним только росчерком пера невозможно «убить дракона»! Но, если монстра переименовать и назначить для последней и беспощадной битвы с ним нового «рыцаря», то… Можно заработать неплохие деньги!

Для этого нужно, всего лишь, в связи с ликвидацией уволить старое и назначить новое руководство, поменять начальников районного и областного уровней, и поручить им перенаправить финансовые потоки в нужное русло.

А почему бы и нет, если некий промышленно-финансовый холдинг располагает собственным банком с развитой филиальной сетью, имеет долю в страховом бизнесе, располагает собственным автомобильным производством и системой сервисных станций, а собственник этого холдинга занимает в стране настолько влиятельную должность, что без его визы не может быть назначен, например, ни один заместитель министра внутренних дел?

К нашему с вами счастью, новый «рыцарь» не смог ни «убить дракона», ни превратить его в многоголовую гидру – времени не хватило. 8 сентября 2005 года секретарь СНБО, Петр Порошенко, был отправлен в отставку. А в Департаменте ГАИ случился праздник – «корпорация» не только сохранила монопольное положение на рынке, но навсегда избавилась от какого-либо контроля за своей деятельностью. При соблюдении, однако, одного обязательного условия – выполнение и перевыполнение финансового плана!

Неприкасаемые
По сути, осенью 2005 года Департамент ГАИ превратился в филиал Государственной налоговой администрации с четко выраженной фискальной функцией. Его главной задачей стало пополнение доходных статей госбюджета (контроль за обязательной уплатой транспортного сбора при прохождении техосмотра), местных бюджетов (50% сумм уплаченных административных штрафов за нарушение ПДД) и собственного спец. фонда (оказание обязательных и сопутствующих услуг, продажа спец. продукции).

И зря анонимный дедушка из Хоружевки жаловался президенту Ющенко на «беспредел». В 2006 году на украинских дорогах, в кабинетах МРЭО и районных отделах ГАИ начался «запредел»! Если за деньги и раньше можно было многое «порешать», то теперь все ограничения были сняты. Дознаватели, инспекторы админпрактики, сотрудники ДПС, эксперты, все четко поняли: пост принял – деньги сдал; деньги сдал - спи спокойно…

Действительно, чего бояться? Кто ж зарежет корову, если от нее можно в год только официально наДАИть:

2 млрд грн. транспортного сбора;
500 млн грн. административных штрафов;
450 млн грн. платных услуг.
А сколько можно собрать взяток, сколько получить «откатов» при закупке «Визиров» и другой техники, сколько комиссионных могут заплатить банки и страховые компании за право быть ближе к клиенту…

Поэтому валовый годовой доход «корпорации» ГАИ от ее легального и «теневого» бизнесов можно смело оценивать в 5 млрд грн.

Именно эту цифру летом 2010 году эксперты сообщили представителям новой власти, объяснив попутно, что в Украине административные правомочия давно превратились в специфическую форму товара, торговля которым приносит сверхприбыли вполне конкретным чиновникам. Что ж, прошел почти год, а «корпорация» ГАИ продолжает успешно делать бизнес и строить планы на будущее…

А почему бы и нет? Выполняя одновременно фискальные и регулятивные функции, этот орган государственного управления еще и является субъектом хозяйственной деятельности! Этот статус обеспечивает Департаменту ГАИ и его руководителям такую неприкосновенность, какая народным депутатам даже не снилась.

«Оранжевый» техосмотр
В 2005 году техосмотр (ТО) можно было пройти тремя способами.

Первый. Приезжаете в МРЭО и платите: знакомому инспектору (взятка); в кассу банка (транспортный сбор, собственно техосмотр, талон, комиссия и пр.); в кассу страховой компании (автогражданка); меняете пачку квитанций на талон и полиэтиленовый пакетик для крепления на лобовом стекле. В этом случае – никаких лишних транзакций, Богу – богово, кесарю – кесарево, а уж потом они сами между собой и государством поделят ваши деньги.

Второй способ сложнее. Приезжаете на станцию техобслуживания, главное, чтобы у ней был договор с ГАИ, а наличие необходимого оборудования и приборов – необязательно.

Платите якобы за ТО, получаете квитанцию, едете в МРЭО, где повторяете процедуры, описанные в первом случае. Здесь иной источник появления неучтенной наличности - частник, который потом сам поделится с ГАИ. Цена вопроса – снижение для сотрудника ГАИ риска попасться с поличным.

Третий способ самый комфортный, но и самый дорогой. Приходите в отделение страховой компании, которое располагается в здании ГАИ, на его территории или в непосредственной близости.

Платите сразу всю сумму (сборы, процедуры, документы, взятку, комиссионные) и получаете заветный талон. Машину для самого техосмотра пригонять не нужно.

Минимальная цена ТО – 200 грн., максимальная – 750 грн. Самый смешной случай – известная провокация львовских журналистов, которые за 700 грн. «провели» техосмотр неспособного к самостоятельному передвижению «запорожца» 1980г. выпуска.

«Бело-голубой» талончик
Спустя пять лет никаких изменений, все три варианта, по-прежнему, используются. Одна только разница – цены выросли!

Во-первых, потому, что станции техобслуживания потратились на приобретение необходимого оборудования. Например, самая простая линия инструментального контроля для легковых авто стоит около 20 тыс. евро. Аналогичная техника для грузовых автомобилей дороже - примерно 50 тыс. евро. Впрочеми эти затраты не освобождают бизнесменов от ежемесячной уплаты «дани» - на станции постоянно находится сотрудник ГАИ, который строго контролирует и качество ТО, и количество прошедших осмотр автомобилей.

Можно, конечно, аккредитоваться при ГАИ и получить лицензию на проведение ТО даром, но тогда величина «дани» будет больше!

Во-вторых, цены выросли по причине удорожания различной печатной продукции. Еслив 2007 году талон ТО стоил 9 грн., то сегодня его картонный вариант обойдется в 22 грн, а пластиковый – и того дороже.

Вот только некоторые цифры (приведены по действующему прейскуранту, стоимость бланка/стоимость услуги, в грн.)

ТО 88,00/ 58,00
регистрационный талон, пластик342,90/245,73
регистрация временная, бумага 202,75/171,00
регистрация прицепа, пластик275,40/224,85
перерегистрация авто, дубликат211,98/207,90
снятие с учета, авто 19,26/152,82
И, обратите внимание, только в одном случае стоимость услуги превышает ценубумаги или пластика! Во всех остальных – документальное подтверждение о проведении той или иной процедуры стоит больше, чем сама услуга! Где логика?

Обязательные и сопутствующие услуги

Сегодня перечень «услуг» ГАИи других подразделений МВД регулируется постановление КМУ №1063 от 04.06.2007г. и совместным приказом министерств внутренних дел, финансов и экономики № 369/1105/336 от 5 октября 2007г. «Об утверждении размеров платы за предоставление услуг органами и подразделениями МВД и о порядке их предоставления».

Всего услуг - 107 наименований. Их большая часть оказывается поразделениями Департамента ГАИ, причем ему же предоставлено право (пост. КМУ № 47 от 31.01.1992г.) устанавливать 25% надбавку к ценам производителей продукции -бланки, талоны, права и пр., которая продается гражданам. Более того, все средства, оставшиеся после уплаты налогов, ГАИ может использовать для «укрепления» своей материально-технической базы - для закупки пресловутых «Визиров» и других приборов, используемых не столько для контроля за соблюдением правил дорожного движения, сколько для увеличения сумм взысканных штрафов в интересах местных бюджетов и самого Департамента ГАИ.

Возвращение на круги своя
Когда Виктору Януковичу доложили, о том, что такое «ГАИ» и о том, какие доходы от предпринимательской деятельности Департамента проходят мимо госбюджета, реакция последовала незамедлительно.

21 марта с.г. на заседании Комитета по экономическим реформам Президент Украины заявил о «грандиозной авантюре», которая воспоследовала его поручению об упрощении процедуры техосмотра.

«Вместо того, чтобы быстро выполнить, - возмутился Янукович, - что имело бы очевидный и значительный положительный эффект, сейчас деятельность в этом направлении ознаменовалась двумя громкими скандалами - об ограничении срока действия водительских прав и об очередной замене государственных регистрационных знаков».

И, вообще, добавил глава государства, пора пересмотреть сам переченьадминистративных услуг: «У меня складывается впечатление, что их уже предоставляет кто угодно по цене, которую взяли с потолка. За что вас будут благодарить люди, если вы их заставляете платить за то, что им не нужно? Стоимость отдельных услуг ГАИ в течение нескольких минут достигает половины месячной заработной платы врача или учителя. За что? За смену одной бумажки?»

Праведный гнев Президента был бы понятен, если не знать что Перечень бизнесов МВД, вообще, и ГАИ, в частности, утвердило Правительство Украины под председательством самого Януковича (пост. КМУ №1063 от 04.06.2007г.)!

Тем не менее, инициатива главы государства «пересмотреть действующее и отменить лишнее» вполне востребована обществом и поможет существенно поднять имидж действующей власти.

Что ж, посмотрим. Президент потребовал предъявить ему через месяц «отчет о законченной работе и конкретные результаты». Быть может, у него хватит политической воли предотвратить наше новое путешествие по кругам ада, название которому «Департамент государственной автомобильной инспекции МВД Украины».


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: