Добавлено (13.05.2011, 09:02)
---------------------------------------------
Не для кого уже не секрет, что инспектора ГАИ в большинстве случаев далеки от знаний фундаментальных принципов права, не говоря уже о чем-то более серьезном. Все начинается и заканчивается более простыми вещами − психологией и нашей психикой. Как взять на испуг даже самого смелого и уверенного в себе автомобилиста последнее время можно наблюдать с помощью огромного количества видеороликов, загруженных на самых популярных интернет ресурсах.
Одним из таких действенных методов является угроза доставить автомобиль на штрафплощадку. Действенной потому, что бьют по самому больному для большинства автомобилистов месту, не просто собственности, а по его любимой ласточке или „железного коня”. И конечно у любого человека срабатывает защитный инстинкт, пойти на все лишь бы её не потерять. Другим же достаточно просто представить, сколько проблем и нервотрепки их ожидает в связи с принятием мер, связанных с возвратом такого „коня” в свое владение. Третьи же не представляют, как же вот сейчас смогут обойтись без автомобиля. Другими словами метода работает безотказно и, в конце концов, водителю приходится идти на поводу у инспектора, выполняя то или иное действие.
Для того, чтобы научиться бороться с такими угрозами и их воплощением в жизнь, необходимо для начала определить обоснованность и законность таких действий. В первую очередь, основания для помещения автомобиля на штраф площадку устанавливает Кодекс об административных правонарушениях, а именно статьи 260 и 2652.
Первая из указанных норм устанавливает общие основания для применения мер обеспечения производства в делах об административных правонарушениях, в том числе и для временного задержания транспортного средства. Так вот, основным условием для применения таких мер является прямая ссылка закона Украины. В нашем случае такую ссылку как раз и дает статья 2652 КУоАП. Эта норма устанавливает специальное условие применения указанных мер, а именно наличие оснований считать, что водителем совершено нарушение, предусмотренное частью 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 121, статьей 1211, 126, частью 1, 2, 3 и 4 статьи 130, статьями 1321, 2061 КУоАП.
А это значит, во-первых, что временно задерживать автомобиль можно лишь до рассмотрения дела и вынесения постановления по его результатам, так как речь идет лишь о наличии оснований считать, что совершено правонарушение, а это еще не делает из водителя нарушителя до тех пор, пока нет постановления, набравшего законной силы. Во-вторых, понятие „основание” использовано во множественном числе, с достаточной уверенностью можно заявить, что здесь идет речь о фактах правонарушения, об их множественном количестве. Множественное количество в какой-то мере и призвано защитить водителя от необоснованного задержания его автомобиля.
Вторым общим основанием для применения мер по временному задержания автомобиля является его цель. Статья 260 устанавливает такие цели: прекращение правонарушения, когда исчерпаны другие методы влияния, составление протокола, когда это невозможно сделать на месте правонарушения, но составления является обязательным согласно закону, с целью своевременного и правильного рассмотрения дела, и с целью обеспечения своевременного и правильного исполнения постановлений.
Что касается прекращения правонарушения, то такая цель больше свойственна такой мере обеспечения как административное задержание. Когда, к примеру, человек находясь в невменяемом состоянии, отказывается прекратить хулиганские действия, то сотрудники милиции производят задержание с целью прекратить нарушение общественного порядка. Тем более, что закон четко указывает на условие: „когда исчерпаны другие методы влияния”.
О составлении протокола речь может идти лишь тогда, когда у человека нет при себе документов, удостоверяющих его личность или нет людей, которые смогли бы эту личность подтвердить.
Задержание транспортного средства с целью своевременного и правильного рассмотрения дела больше похоже на обоснованную правду, но не в каждом предусмотренном законом случае. К примеру, статья 1211 устанавливает ответственность за эксплуатацию автомобиля, идентификационные номера составляющих частей которых подделаны. При наличии оснований считать, что номера подделаны, инспектор ГАИ имеет право задержать автомобиль. В таком случае именно для правильного рассмотрения дела необходимо установить, действительно ли идентификационные номера подделаны, а сделать это можно используя специальные знания ,с помощью экспертизы. Ведь если автомобиль не будет задержан при наличии обоснованных подозрений, то будет существовать достаточно высокая вероятность вмешательства в такой идентификационный номер, а значит и возможность для потенциального нарушителя уйти от ответственности.С другой стороны, абсолютно бессмысленным будет задержание автомобиля с целью правильного рассмотрения дела в случае наличия оснований полагать, что водитель не имеет при себе полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Задержанный автомобиль никоим образом в данном случае не сможет помочь уполномоченным лицам установить истину в деле и вынести обоснованное решение. Это вполне возможно сделать и без задержания автомобиля.
Последняя, регламентированная законом цель, это обеспечения своевременного и правильного исполнения постановлений. С такой целью задержание транспортно средства логично было бы производить в том случае, если бы санкция статьи предусматривала конфискацию или оплатное изъятие автомобиля. Но статья 2652 содержит исчерпывающий перечень правонарушений, при подозрении в совершении которых может быть задержан автомобиль.
Теперь перейдем к рассмотрению тех действий и порядка их применения, которые и называются мерами по временному задержанию транспортного средства. Все та же 2652 говорит нам, что инспектор при наличии рассмотренных выше оснований временно задерживает транспортное средство либо путем его блокировки, либо доставляет его для хранения на специальную штрафплощадку или стоянку. Только вот доставлять автомобиль на штрафлощадку или стоянку инспектор может лишь в том случае, если размещение задержанного автомобиля существенно мешает дорожному движению, и это условие прямо прописано в законе. В пункте 8.1. Инструкции МВД №77 по оформлению сотрудниками ГАИ материалов про административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения дается разъяснения того, что подразумевается под „созданием существенных преград дорожному движению” – делает невозможным движение транспортных средств проезжей частью.
Значит, доставлять на штрафплощадку можно лишь тогда, когда из-за одного автомобиля полностью перекрыто движение в попутном направлении. И, согласно тому же пункту, когда невозможно ликвидировать причину на месте правонарушения. А теоретически такое может быть только в отсутствие водителя, и в том случае, когда он припарковал свой автомобиль поперек проезжей части, или хотя бы на трамвайных колеях (иногда и этого достаточно). Во всех других случаях автомобиль уж точно не будет создавать существенную преграду дорожному движению, или того более, причину задержания можно будет ликвидировать на месте, например, перепарковать автомобиль.Если все же сотрудник Госавтоинспекции и заблокировал автомобиль, то согласно части 2 статьи 2652 КУоАП он обязан предоставить водителю возможность сообщить о своем местонахождении и про факт задержания транспортного средства другому человеку, и предоставить возможность водителю принять меры к возврату автомобиля на место постоянной дислокации. Это значит, что инспектор ГАИ обязан „дать добро” на доставку автомобиля к месту постоянной дислокации, например, к месту проживания. Но исходя из законодательных норм и сути правоотношения, стоит сделать вывод, что такая доставка может быть совершена лишь с помощью эвакуатора, но никак не собственным ходом такого автомобиля. Иначе меры по временному задержанию теряют свой юридический смысл – запретить эксплуатацию технически неисправного автомобиля, если такие неисправности подпадают под действие статьи 121 КУоАП.
Хотя в данном случае возникает коллизия, ведь как мы определили ранее, задержание автомобиля не может быть выполнено с целью прекращения правонарушения, ведь тут не срабатывает оговорка: „когда исчерпаны другие методы влияния”. А влиять уполномоченное лицо может только на человека, на его поведение, но никак не на транспортное средство. Поэтому при хорошем желании можно использовать и эту лазейку при создавшемся конфликте с Госавтоинспекцией.
Закон устанавливает право инспектора задержать автомобиль до рассмотрения дела по сути, но не дольше, чем на три дня. Но исходя из проанализированных ранее положений следует, что принять такие меры он может лишь в том случае, если водитель не пожелал доставить свой автомобиль к месту постоянной дислокации. Самое интересное, что ответственность за сохранность задержанного автомобиля будет возложена именно на подразделение ГАИ, и никаких законных полномочий по доставке его на охраняемую стоянку, в том числе и штрафплощадку, у инспектор нет (если только автомобиль существенно не мешает дорожному движению).
Если все же Ваш автомобиль попал на штрафплощадку, то его обязаны бесплатно вернуть по Вашему заявлению, невзирая на стадию рассмотрения дела (если истекли положенные три дня). Такое заявление является обязательным для выполнения сотрудниками ГАИ, в противном случае можно смело обращаться в прокуратуру с заявлением о преступлении, а именно превышении должностных полномочий.
Дабы не доводит все до точки кипения, если все же Ваш автомобиль пытаются задержать, следует пользоваться указанной в данной статье схемой. И если для Вас не достаточно будет продемонстрированного инспектором текста статьи 2652 КУоАП и это будет обосновано, то значит шансов остаться без своего любимца сегодня у Вас слишком мало. источник
http://vzjatkamnet.at.ua/forum/11-772-1P.S. Сегодня днем в Николаеве забрали автомобиль, у жителя Веселиново, на штраф площадку. Искал тему, типа Памятки на случай доставки на штраф площадку наткнулся на эту тему. Добавил текст.
вижу большой пробел в этом направлении.
И вопрос Может у кого есть наработанная ПАМЯТКА на случай задержания авто на штраф площадку.