Итак, я решил изучить тот законопроект, который ветировал през. Законопроект №3225 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Национальной полиции».
Действительно ли, как заявляет ТСН, пока его не приняли, у полиции нет полномочий?
Какие туда вносятся изменения?
Нас интересует в первую очередь КоАП.
Цитата:
слова "Органи внутрішніх справ (Національна поліція)" замінити словами "Органи Національної поліції";
Юрист в выпуске ТСН утверждает, что так как нац. полиция не является органом внутренних дел, то она не имеет права налагать взыскания. Честно говоря, мне трудно согласиться с его позицией на 100%.
Действительно в ст. 213 среди органов, уполномоченных на вынесение решений сказано "органи внутр. справ". А в ст. 222 сказано - "Органи внутрішніх справ (Національна поліція)". То есть национальная полиция тут указана. Ст. 222 является частной нормой по отношению к ст. 213, являющейся общей нормой. Поэтому утверждать, что у нац. полиции вообще нет полномочий на рассмотрение дел - неверно. С точки зрения правил пунктуации слово, включенное в скобки, конкретизирует предыдущее. В действительности, конечно это неверно, так как Нац. полиция не имеет отношения к органам внутренних дел. Но, как по мне, это слабый аргумент в суде.
Кстати, в ст. 255 они забыли предложить изменения, и законопроект их не предусматривает. Согласно этой статье, протоколы имеет право составлять "Органи внутрішніх справ (Національна поліція)". И после внесения изменений этот пункт так и останется с такой формулировкой. Предложения преза, из-за которых он наложил вето, касались только двух пунктов. Один из которых заключался в том, что
все оперативно-розыскные дела, открытые органами внутренних дел, подлежат закрытию. През предложил исправить на "подлежат передаче в нац. полицию". Это логично. Интересно, какой даун предложил формулировку про закрытие всех дел, открытых органами внутренних дел. Кстати, оба предложения преза отработаны и учтены, так что подписание зоконопректа не за горами.
Ст. 264 Особистий огляд і огляд речей.
Вот тут действительно полномочия есть только у ОВД. То есть нац. полиция пока что не имеет права проводить их. Могут только "поверхневу перевірку і огляд", предусмотренный в ЗУ о НП. Но это отдельная тема, о которой я писал, как с ней бороться.
Стаття 279-1. Розгляд справи про адміністративне правопорушення у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху, зафіксоване в автоматичному режимі
Занимаются ОВД, у Нац. полиции полномочий нет.
Стаття 300. Порядок виконання постанови про накладення адміністративного стягнення
Постанова про адміністративний арешт виконується
органом внутрішніх справ у порядку, встановленому законами України.
То есть полиция не имеет право доставлять правонарушителей в ИВС. Хотя, уверен, что по факту это делают они, так как ОВД уже нет, а больше некому.
Ну, и такая же ситуация со статьей 327. Порядок відбування адміністративного арешту
Стаття 317. Органи, що виконують постанову про позбавлення спеціального права
Постанова про позбавлення права керування транспортними засобами виконується посадовими особами органів внутрішніх справ, зазначеними у пунктах 2-4 частини другої статті 222 цього Кодексу.
Но в 222 сказано, что " Від імені органів внутрішніх справ (Національної поліції)...", поэтому тут они хоть как-то упомянуты.
Всё. На этом изменения в КоАП закончились.
Что касается остальных изменений. В большинстве случае идет формальная замена термина "органы внутренних дел" (ОВД) на "национальная полиция" (НП). Все измененные Законы и Кодексы перечислять не буду. Большинство изменений чисто формальные и нас не касаются. Но остановлюсь на том, какие важные полномочия им не успели передать:
ГК - если нашел находку или клад, то должен нести в милицию. Хотят исправить на полицию. Так что пока не исправили, срочно ищите клад, чтобы никому не отдавать. Так как закон обратной силы не имеет.
Лесной кодекс - если лесничий не может установить вашу личность, то доставляет вас в милицию. Хотят изменить на полицию.
ГПК - из важного, розыск ответчика, привод свидетеля - обязанность ОВД. Исправят на НП.
КАСУ - привод осуществляют ОВД. Исправят на НП.
УПК - из важного. У НП сейчас нет прав на досудебное расследование. Привод осуществляют ОВД. Домашний арест, средства электронного контроля - все пока за ОВД. Следствие и следственные действия (дорос, опознание, прослушка и т.д.) - за ОВД.
ЗУ «Про організаційно-правові основи боротьби з організованою злочинністю», ЗУ «Про оперативно-розшукову діяльність» - борбу с ОПГ ведут ОВД. ОРД занимаются органы ОВД. Поэтому все права и особенности касаются только ОВД. Хотят заменить на НП.
ЗУ «Про військовий обов'язок і військову службу» - в призывные комиссии входят сотрудники ОВД.
Розыск и доставка уклонистов осуществляется органами ОВД. ЗУ «Про дорожній рух» - обязанность предоставить свое транспортное средство, предъявить документы (включая ОСАГО) работникам
МИЛИЦИИ, перекрытие улиц во время прибытия в город важных дятлов осуществляют работники МИЛИЦИИ, регистрация авто возлагается на органы МВД.
ЗУ «Про заходи протидії незаконному обігу наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів та зловживанню ними», ЗУ «Про наркотичні засоби, психотропні речовини і прекурсори» - наркотиками занимаются ОВД, ищут, выдают разрешения, обыскивают и т.д.
ЗУ «Про виконавче провадження» - к исполнительным действиям привлекаются работники ОВД. Привлечение других лиц запрещено. Это касается и розыска самого должника и его авто.
ЗУ «Про участь громадян в охороні громадського порядку і державного кордону» - все "дружинники" имеют право действовать только совместно с работниками МИЛИЦИИ.
ЗУ «Про боротьбу з тероризмом» - НП не является субъектом борьбы с терроризмом. Хотят добавить.